Сочинение по литературе

Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа, описывающий порядок возвращения итогового сочинения. Документ вносит изменения в приказ о порядке проведения ЕГЭ. Основные тезисы мы уже публиковали ранее. Из нового можно выделить следующее: Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения. Скачать документ: project.pdf [968,99 Kb] (cкачиваний: 594)

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/77-proekt-prikaza-ob-itogovom-sochinenii.html

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 107. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 201. Какой опыт даёт человеку война? 202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) 203. Почему тема войны не уходит из литературы? 204. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.) 205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. 206. Произведение о войне, которое Вас взволновало. 207. Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий) 208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? 210. Война: преступление и подвиг. 211. Как влияет на сущность человека война? 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? 304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? 305. Может ли природа помочь человеку понять себя? 306. Способна ли природа воспитывать человека? 307. Способна ли природа давать подсказки человеку? 308. Чему человек может научиться у природы? 309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 310. Почему картины зимы так интересны писателям? 311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? 4. Спор поколений: вместе и врозь 401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 402. Роль родительского наставления в жизни человека. 403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? 404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? 405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? 406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? 407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? 409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? 411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? 5. Чем люди живы? 501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 502. Что важнее: любить или быть любимым? 503. Чем опасна свобода без ограничений? 504. Кого можно считать счастливым человеком? 505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование? 506. Чем опасно равнодушие? 507. Что такое взаимопонимание? 509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? 510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? 511. Как Вы понимаете слово «долг»?

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse-temy-sochineniy-3-dekabrya.html

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 107. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 201. Какой опыт даёт человеку война? 202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) 203. Почему тема войны не уходит из литературы? 204. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.) 205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. 206. Произведение о войне, которое Вас взволновало. 207. Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий) 208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? 210. Война: преступление и подвиг. 211. Как влияет на сущность человека война? 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? 304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? 305. Может ли природа помочь человеку понять себя? 306. Способна ли природа воспитывать человека? 307. Способна ли природа давать подсказки человеку? 308. Чему человек может научиться у природы? 309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 310. Почему картины зимы так интересны писателям? 311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? 4. Спор поколений: вместе и врозь 401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 402. Роль родительского наставления в жизни человека. 403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? 404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? 405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? 406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? 407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? 409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? 411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? 5. Чем люди живы? 501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 502. Что важнее: любить или быть любимым? 503. Чем опасна свобода без ограничений? 504. Кого можно считать счастливым человеком? 505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование? 506. Чем опасно равнодушие? 507. Что такое взаимопонимание? 509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? 510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? 511. Как Вы понимаете слово «долг»?

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse-temy-sochineniy-3-dekabrya.html

- Время - Дом - Любовь - Путь - Год литературы в России

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/302-napravleniya-2015-2016.html

- Время - Дом - Любовь - Путь - Год литературы в России

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/302-napravleniya-2015-2016.html

2017-2018 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Направления тем итогового сочинения 2016-2017 учебного года

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;

  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Все об итоговом сочинении на сайте ФИПИ

1. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

2. Нормативно-правовая база по организации и проведению итогового сочинения (изложения) 2016

3. Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)

4. Бланк записи итогового сочинения (изложения)

5. Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 5 октября 2016 г. № 1093-пр «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2016/17 учебном году»

О методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Приказ МО СК "О внесении изменений в приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 5 октября 2016 г. № 1093-пр

О методических рекомендациях по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016/17 учебном году

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016-2017 учебном году для учителей русского языка и литературы (СКИРО ПК и ПРО)

Правила заполнение бланков итогового сочинения (изложения)

 

Направления 2015-2016 года

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

- Время - Дом - Любовь - Путь - Год литературы в России

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/302-napravleniya-2015-2016.html

Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа, описывающий порядок возвращения итогового сочинения. Документ вносит изменения в приказ о порядке проведения ЕГЭ. Основные тезисы мы уже публиковали ранее. Из нового можно выделить следующее: Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения. Скачать документ: project.pdf [968,99 Kb]

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/77-proekt-prikaza-ob-itogovom-sochinenii.html

Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа, описывающий порядок возвращения итогового сочинения. Документ вносит изменения в приказ о порядке проведения ЕГЭ. Основные тезисы мы уже публиковали ранее. Из нового можно выделить следующее: Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения. Скачать документ: project.pdf [968,99 Kb] (cкачиваний: 594)

Читать далее: http://sochinenie11.ru/novosti/77-proekt-prikaza-ob-itogovom-sochinenii.html

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/15 учебном году:

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Проект приказа Министерсва образования и науки РФ об изменениях, которые вносятся в порядок проведения государственной итоговой аттестации

Основную информацию об итоговом сочинении по литературе смотрите на сайте Сочинение 11. рф


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно